Парижский метрополитен
Правило первое : В отличие от метрополитенов Москвы и Петербурга, пути в Парижском метро расположены в центре, а платформы – по краям. Так что прежде, чем ступить на платформу, проверьте направление, которое Вам нужно. Определить его легко : оно указано жирным шрифтом рядом с номером линии и одновременно является конечной станцией. Направление также указано на панно на каждой платформе, так что вы можете еще раз проверить себя, оказавшись на станции.
Правило второе : Поскольку в лабиринтах пересадок запутаться очень легко не только туристу, но и коренному парижанину, указатели направлений висят на каждой развилке, на каждом повороте, перед каждой лестницей. Следуйте им – и вы никогда не заблудитесь.
Правило третье : Лишь несколько линий «разговаривают», объявляя станции. В большинстве своем парижские поезда молчаливы. Зато названия украшают станции каждые несколько метров, так что достаточно посмотреть в окно, чтобы понять, где вы находитесь. Не зазевайтесь : перегоны между станциями очень короткие!
Правило четвертое : В Париже еще остались поезда с механически открывающимися дверьми. Если вам нужно выйти или войти в поезд, потяните ручку двери вверх.
Правило пятое : Самый выгодный способ оплаты проезда – это книжечки на 10 поездок, продающиеся на всех станциях. Они называются carnet. Это десять отдельных билетов, так что покупать по одной книжечке на каждого не нужно : просто поделите билетики одной книжечки между всеми участниками движения. И не забудьте сохранять прокомпостированные билеты до конца поездки : в переходах могут стоять контролеры. Один билет действителен на одну поездку на метро, на автобусе или в трамвае вне зависимости от ее длительности. Если после отъезда из Парижа у вас осталось несколько неиспользованных билетов, не выбрасывайте их : они бессрочного действия и могут пригодиться вам или вашим близким при следующей поездке в Париж. Вы можете также сделать проездной на неделю (исключительно с понедельника по воскресенье) или календарный месяц (если планируется длительная поездка). Для этого нужно иметь при себе маленькую фотографию. Проездной стоит дороже carnet, но в течение срока его действия ваши поездки в метро или на другом городском транспорте неограниченны.
Правило шестое : Дети до 4 лет включительно проезд не оплачивают. Дети с 4 до 12 лет могут пользоваться льготным тарифом, но он действителен только при покупке carnet на 10 билетов (в этом случае право на все 10 билетов имеют только дети с 4 до 12 лет, взрослым нужна книжечка по полному тарифу). Единичные билеты детям придется покупать по полному тарифу.
Правило седьмое : Линии своего Метрополитена парижане называют не по цвету, а по номеру. Если вдруг вам пришлось спрашивать дорогу в Парижском метро, указывайте номер линии, на которую вы хотите попасть.
Правило восьмое : Париж – город небольшой, поэтому три-четыре станции порой проще пройти пешком, нежели проехать. Ради одной-двух станций входить в метро не имеет никакого смысла (пешком быстрее).
Правило девятое : В городскую систему транспорта интегрированы также пригородные поезда, которые соединяют пригороды с Парижем. Они носят название RER и очень полезны, если вы хотите добраться до Диснейленда, Версаля или аэропорта. Но избегайте их при перемещении по центру Парижа : их переходы более запутаны и ходят они реже, чем поезда метро.
Правило десятое, последнее : Не ожидайте от Парижского метрополитена эстетической красоты. Все его станции (за редчайшими исключениями) одинаково-белые, коридоры узкие и извилистые. Парижу оказалось достаточно красоты наверху, свои подземелья город сделал просто утилитарными. А удобство широчайшей сети метро Парижа вы оцените с первого же посещения.
Если мои объяснения показались Вам не понятными или недостаточными, Вы всегда можете обратиться за помощью и объяснениями к Вашему гиду в Париже.